Развитие негосударственных вузов в России

Такой теме посвящен мартовский выпуск Бюллетеня о сфере образования (№ 15), подготовленный Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.

Негосударственный сектор высшего образования успешно развивается во всем мире. Примером тому могут служить не только известнейшие университеты, входящие в число лидеров мировых рейтингов – Гарвард, Йель, Стэнфорд, но и частные вузы, созданные сравнительно недавно в таких странах, как Южная Корея, Китай, Япония, Сингапур и др.

В нашей стране интерес к частному высшему образованию не столь велик. Однако, несмотря на сохраняющиеся стереотипные (и зачастую ошибочные) представления о невысоком качестве подготовки выпускников негосударственных вузов и неспособности этих учебных заведений конкурировать с государственными, частные вузы продолжают развиваться.

На фоне отсутствия стратегии развития данного направления в вузовском образовании и неразвитости форм государственной поддержки частных вузов их число за последние пять лет снизилось более чем на четверть.

Сформировавшийся в начале 2000-х годов негативный бэкграунд негосударственных вузов – это и серьезный тормоз в развитии негосударственного сектора высшего образования, и свидетельство об отсутствии системного подхода к его поддержке со стороны государства. Низкий уровень осведомленности общества, бизнеса о значимости, достижениях и конкурентных преимуществах негосударственных вузов не только сужает возможности и доступность высшего образования, но и замедляет развитие рыночных механизмов управления высшим образованием.

Развитие негосударственного сектора высшего образования позволяет снизить затраты государственного бюджета на исследования, разработки и обучение, влияет на рост инвестиционной привлекательности всей сферы высшего образования. Необходимость выработки стратегии дальнейшего развития негосударственного сектора высшего образования ставит ряд задач не только перед ответственным федеральным органом исполнительной власти, но и перед самими частными вузами. Многообразие вузов внутри данной группы определяет необходимость дифференциации подходов к управлению данными образовательными организациями. Определение роли и перспектив развития негосударственного сектора высшего образования позволит сформировать условия для самореализации граждан, обеспечив привлекательность для инвестирования в высшее образование.

Скачать бюллетень




Другие новости:

Смотрите сюжет БСТ о выпускном в Академии ВЭГУ

Новости приемной комиссии Об изменениях условий поступления лиц с инвалидностью

Инновационный потенциал Академии ВЭГУ: проблемы и результаты становления вуза предпринимательского типа

Приоритеты прорывного развития